Вторник, 21.11.2017, 02:13
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сергиевская СОШ Оренбургского района

Меню сайта
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
ПОГОДА
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 1
    Пользователей: 1
    JamesDuP

    Положение о библиотеке

    ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ И МЕДИАТЕКЕ

     

    Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    «Сергиевская СОШ»

    Оренбургского района Оренбургской области

          1.      ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1 Данное Положение разработано на основе Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения, Гражданского кодекса Российской Федерации, Законов Российской Федерации «Об образовании» и «О библиотечном деле», иных нормативных правовых актов.

    1.2 Деятельность библиотеки и медиатеки организуется и осуществляется в соответствии с российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в обществе идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и просветительская функции библиотеки (медиатеки) базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой культуры. Деятельность библиотеки отражается в уставе Сергиевской школы. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.

    1.3 Библиотека (медиатека) является структурным подразделением лицея, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. Библиотека (медиатека) обладает фондом разнообразной литературы, аудио- и видеоматериалами, CD-дисками, слайдами, которые предоставляется во временное пользование учащимся и сотрудникам школы. Библиотека (медиатека) способствует формированию культуры личности учащихся и позволяет повысить эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательного процесса.

    1.4 Медиатека является центром педагогической информации. Она является составной частью библиотеки лицея, осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образования в лицее. Медиатека создана для оказания помощи:

    §  учащимся школы в получении различной необходимой информации и знаний;

    §  учителям по внедрению и пропаганде передового педагогического опыта и инноваций в области образования, внедрения новых информационных технологий в образовательный и управленческий процессы, создания школьного банка данных педагогической информации, развертывание и обслуживание модемной и факсимильной связи лицея с учреждениями образования района, города, области.

    1.4 Библиотека и медиатека доступны и бесплатны для пользователей: учащихся, педагогов и других работников лицея. Удовлетворяет запросы родителей на литературу и информацию по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей. Образовательное учреждение несёт ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки. Организация обслуживания читателей производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

    1.5  Порядок доступа к библиотечным и информационным фондам и другой библиотечной информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяется Положением о библиотеке и медиатеке, Правилами пользования библиотекой и медиатекой, утвержденными директором школы.

    1.6 В своей деятельности библиотека и медиатека руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом школы, Положением о библиотеке и медиатеке, утвержденным директором школы.

    2.         ЗАДАЧИ БИБЛИОТЕКИ И МЕДИАТЕКИ

    Задачи библиотеки:

    2.1 Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания на бумажном носителе (книжный фонд, фонд периодических изданий) учащихся, педагогов и других категорий читателей.

    2.2 Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.

    2.3 Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования оргтехники.

    2.4 Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

    2.5 Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

    Задачи медиатеки:

    2.6  Обеспечение участникам образовательного процесса  доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов лицея, на магнитном (фонд аудио- и видеокассет), цифровом (CD, DVD) и иных носителях.

    2.7 Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до учащихся, учителей, родителей, руководства лицея.

    2.8  Выявление информационных потребностей и осуществление услуг по удовлетворению запросов пользователей (ученики, педагоги, администрация лицея, родители) по доставке информации, о достижениях психолого-педагогической науки, новых педагогических и информационных технологиях, педагогических новациях.

    2.9 Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, магнитофонных записей и пр.).

    2.10 Осуществление взаимодействия с информационными центрами района, города, области, по обмену информацией и накопление собственного банка педагогической информации.

    2.11 Организация обучения пользователей (ученики, педагоги, родители) методике нахождения и получения информации из различных носителей.

     3.         БАЗИСНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ И МЕДИАТЕКИ 

    Функции библиотеки:

    3.1 Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе. Основные функции библиотеки – образовательная, информационная, культурная.

    3.2 Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами лицея. Библиотека комплектует универсальный по отраслевому составу фонд: учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для учащихся; научно-педагогической, методической, справочной литературы, периодических изданий для педагогических работников; профессиональной литературы для библиотечных работников. Фонд библиотеки состоит из книг, периодических изданий, брошюр и др.

    3.3 Обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале и по межбиблиотечному абонементу, а также в библиотечных пунктах, создаваемых в учебных кабинетах лицея.

    3.4 Ведение справочно-библиографического аппарата с учётом возрастных особенностей читателей: каталогов и картотек на традиционных носителях, справочно-информационного фонда. Информационно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске и выборе книг, проведение с учащимися занятий по основам библиотечно-информационных знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению, привитие навыков и умения поиска информации.

    3.5 Аналитическая и методическая работа по совершенствованию основных направлений деятельности библиотеки с целью внедрения новых информационных и библиотечных технологий, организационных форм и методов работы.

    3.6 Организация дифференцированного, персонифицированного обслуживания читателей с максимальным учётом интересов пользователя. Обслуживания читателей, нуждающихся в литературе в каникулярное время.

    3.7 Библиотечно-информационное обслуживание с учётом специфики образовательного учреждения и запросов читателей.

    3.8 Ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком, т.е.  справочно-библиографического аппарата: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки).

    3.9 Проведение в установленном порядке факультативных занятий, уроков и кружков по пропаганде библиотечно-библиографических знаний.

    3.10 Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).

    3.11 Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их самообразования и профессионального образования;

    3.12 Обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического режима и благоприятных условий для обслуживания читателей.

    3.13  Участие в работе районного библиотечно-информационного объединения, взаимодействие с библиотеками района с целью эффективного использования библиотечных ресурсов.

    3.14 Изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.

    3.15 Исключение из библиотечного фонда, перераспределение и реализация непрофильной и излишней (дублетной) литературы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

    3.16 Систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки.

    3.17  Выполнение на договорной основе дополнительных библиотечно-информационных услуг, составление трудоемких письменных библиографических справок, списков литературы; ксерокопирование печатных источников и др.

    3.18 Формирование библиотечного актива, привлечение учащихся к управлению библиотекой.

    3.19  Обеспечение требуемого режима хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.

    3.20 Организация работы по сохранности библиотечного фонда.

    Функции медиатеки:

    3.21 Разработка, приобретение программного обеспечения, аудио- и видеоматериалов, слайдов.

    3.22 Создание банка информации, как основы единой информационной сети лицея.

    3.23 Создание информационных модулей на различных носителях.

    3.24 Ведение необходимой документации по учету фонда медиатеки и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком, т.е.  электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательного учреждения.

    3.25 Обучение пользователей медиатеки работе на компьютерах, видеотехнике, ТСО и ознакомление с методикой получения информации, хранящейся на различных носителях.

    3.26 Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации от медиатеки и других информационных центров.

    3.27    Создание условий для учащегося и учителя в получении информации о литературе, CD-дисках, аудио- и видеоносителях, слайдах через электронные каталоги.

    3.28  Оказание практической помощи учителям при проведении занятий с использованием возможностей медиатеки, используя различные информационные средства обучения (компьютерный класс при индивидуальной и групповой форме работы, локальные компьютеры, кабинет ТСО).

    3.29 Создание методических описаний, обучающих программ, видео- и аудиозаписей для интеллектуального развития школьников, формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации.

    3.30 Подготовка информации на базе медиатеки для проведения культурно-просветительной работы с родителями, молодежью района (лектории, видеоклуб и пр.).

    3.31 Создание условий учащимся, учителям, родителям и сотрудникам школы для чтения книг, периодики, прослушивания и просмотра фоно-, магнито- и видеозаписей, работы с компьютерными программами.

    3.32 Проведение на базе библиотеки (медиатеки), диагностических исследований учащихся и психологических тренингов совместно со школьным психологом.

     

    4.      ОРГАНИЗАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ, ШТАТЫ

    4.1  Основное условие открытия библиотеки (медиатеки) – это наличие первоначального фонда, источника финансирования для комплектования литературы, штатной единицы, ответственной за сохранность фонда и обслуживания и оборудования.

    4.2 Руководство библиотекой (медиатекой) и контроль за её деятельностью осуществляет директор лицея, который утверждает нормативные и технологические документы, планы и отчёты о работе библиотеки (медиатеки).

    4.3  За организацию работы и результаты деятельности библиотеки (медиатеки) отвечает заведующий библиотекой, который является членом педагогического коллектива, входит в состав Педагогического совета школы.

    4.4  Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки (медиатеки).

    4.5 Библиотека (медиатека) вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги, перечень которых определятся уставом лицея.

    4.6  В целях обеспечения модернизации библиотеки (медиатеки) в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку (медиатеку):

    §  гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов;

    §  современной электронно-вычислительной телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;

    §  ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки (медиатеки);

    §  библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

    4.7 Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки (медиатеки).

    4.8 Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки (медиатеки), комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки (медиатеки) несёт руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом учреждения.

    4.9  График работы библиотеки (медиатеки) устанавливается в соответствии с расписанием работы лицея, а также правилами внутреннего трудового распорядка. Два часа рабочего дня выделяется на выполнение внутрибиблиотечной работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день, в который библиотека (медиатека) не обслуживает посетителей.

    4.10  Штаты библиотеки (медиатеки) и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к должностным окладам, устанавливаются в соответствии с Коллективным договором школы и действующими нормативными правовыми документами с учётом объемов и сложности работ.

     

    1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ БИБЛИОТЕКИ (МЕДИАТЕКИ)

     

    §  выполнять требования библиотекаря по работе с оборудованием и программными продуктами;

    §  не покидать своего рабочего места без уведомления об этом библиотекаря;

    §  бережно обращаться с полученным для работы компакт-диском, аудио- и видеокассетой, слайдом по окончании работы сдать их библиотекарю;

    §  сообщить библиотекарю о завершении работы;

    §  возместить стоимость ремонта или полной замены оборудования либо носителя в случае преднамеренно совершенных действий по выводу из строя техники и программного обеспечения (процедура возмещения оговаривается с администрацией библиотеки и школы).

    7.10 Пользователю запрещено:

    §  Работать с любыми принесенными со стороны программными продуктами без разрешения библиотекаря.

    §  Запускать программы, загруженные из сети Internet.

    §  Менять конфигурации файлов DOS и Windows, стирать или менять информацию на жестком диске компьютеров.

    §  Выносить из помещения библиотеки (медиатеки) CD-диски, аудио- и видеокассеты, слайды, предоставленные для работы.