Вторник, 24.09.2019, 01:40
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сергиевская СОШ Оренбургского района

Меню сайта
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
ПОГОДА
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ССЫЛКИ

    Положение о библиотеке

    ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ И МЕДИАТЕКЕ

     

    Положение о школьной библиотеке

    МБОУ «Сергиевская средняя общеобразовательная школа

    Оренбургского района»

     

    I. Общие положения.

     

    1.1. Библиотека является структурным подразделением МОУ «Дедуровская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района» (далее - общеобразовательное учреждение), участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

    1.2. Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения отражается в уставе общеобразовательного учреждения. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.

    1.3. Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся к целям общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

    1.4. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями. Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке, утвержденным директором общеобразовательного учреждения.

    1.5. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

    1.6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и Правилами пользования библиотекой.

    1.7. Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.

    1.8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

     

    II. Основные задачи.

     

    2.1. Основными задачами библиотеки являются:

    а) обеспечение участникам образовательного процесса- обучающимся, педагогическим работникам, родителям обучающихся- доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно- информационных ресурсов общеобразовательного учреждениях на различных носителях;

    б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

    в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

    г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

     

    III. Основные функции.

     

    3.1 Для реализации основных задач библиотека:

    а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения:

    • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;
    • аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении (публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреждений, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);
    • осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;

    б) создает информационную продукцию:

    • осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
    • организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги, картотеки, электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательного учреждения.
    • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры);
    • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;

    в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:

    • предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;
    • создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
    • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
    • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
    • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
    • содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающегося;
    • руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня, в классах компенсирующего обучения, в коррекционных классах ( при их наличии);

    г)осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

    • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
    • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
    • создает банк педагогической информации как основа единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
    • организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях, просмотр электронных версий педагогических изданий;
    • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;
    • способствует проведению занятий по формированию информационной культуры, является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;

    д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей обучающихся:

    • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
    • консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

     

    IV. Организация деятельности библиотеки.

     

    4.1. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов может включать отделы учебников информационно- библиографической работы,

    фонд и специализированный зал работы с мультимедийными и сетевыми документами, видеостудию, мини- издательский комплекс, множительную технику и др.

    4.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.

    4.3. Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги, перечень которых определяется уставом общеобразовательного учреждения.

    4.4. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку в пределах выделяемых средств:

    • гарантированным финансированием комплектования библиотечно- информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
    • необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров и в соответствии с положениями СанПиН;
    • современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
    • ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
    • библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

    4.5. Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.

    4.6. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом учреждения.

    4.7. Режим работы библиотеки составляется библиотекарем и утверждается директором школы в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:

    • двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
    • одного раза в месяц санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;
    • не менее одного раза в месяц – методического дня.

    4.8. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека общеобразовательного учреждения взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Российской Федерации.

     

    V. Управление. Штаты.

     

    5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения.

    5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель общеобразовательного учреждения или лицо, назначенное им из числа заместителей.

    5.3. Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем общеобразовательного учреждения, обучающимися, их родителями за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом общеобразовательного учреждения.

    5.4. Библиотекарь назначается руководителем общеобразовательного учреждения, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.

    5.5. Библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы:

    • положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
    • планово-отчетную документацию;
    • технологическую документацию.

    5.6. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности.

    5.7. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.

     

    1. . Права и обязанности библиотеки.

     

    6.1. Работник библиотеки имеет право:

    а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания;

    б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки ББЗ и информационной культуры;

    в) определять источники комплектования информационных ресурсов;

    г) изымать и реализовать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;

    д) вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования за дополнительную работу;

    е) участвовать в управлении общеобразовательного учреждения в порядке, определяемом уставом этого учреждения.

    ж) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительно оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работником и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными документами;

    з) быть представленным к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия;

    и) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.

    6.2. Работник библиотеки обязан:

    а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;

    б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг и составе библиотечного фонда;

    в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

    г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;

    д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;

    е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;

    ж) обеспечивать режим работы в соответствии с работой общеобразовательного учреждения;

    з) отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения;

    и) повышать квалификацию;

    к) проходить периодический медицинский осмотр.

     

    VII. Права и обязанности пользователей библиотеки.

     

    7.1. Пользователи библиотеки имеют право:

    а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсов и предоставляемых библиотекой услугах;

    б) пользоваться справочно- библиографическим аппаратом библиотеки;

    в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

    г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;

    д) продлевать срок пользования документами;

    е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

    ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным или иным оборудованием;

    з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

    и) пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно уставу общеобразовательного учреждения и положению о платных услугах, утвержденному руководителем общеобразовательного учреждения;

    к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного учреждения.

     

     

    7.2. Пользователи библиотеки обязаны:

    а) соблюдать правила пользования библиотекой;

    б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентаря;

    в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;

    г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

    д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;

    е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1-2 классов);

    ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;

    з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленный правилами пользования библиотекой;

    и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении.

     

    7.3. Порядок пользования библиотекой:

    а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся – по паспорту;

    б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;

    в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;

    г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.

     

    7.4. Порядок пользования абонементом:

    а) максимальные сроки пользования документами:

    - учебники, учебные пособия – учебный год;

    -научно-популярная, познавательная, художественная литература - 15 дней.

    -издания повышенного спроса – 1-3 дня;

    б) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.

     

    7.5. Порядок пользования читальным залом:

    а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются, документы на электронных носителях выдают на руки только учителям;

    б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.

     

    7.6. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:

    а) работа с компьютером производится по графику и в присутствии сотрудника библиотеки;

    б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;

    в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после предварительного тестирования его работником библиотеки;

    г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;

    д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно- гигиеническим требованиям.